На протяжении многих веков Донская икона служила защитницей Российской Империи, неизменно пребывая в Благовещенском храме Кремля и покидая его лишь на краткое время. Однако преддверии Октябрьской Революции она была отдана в мастерскую для раскрытия и реставрации и покинула ее лишь в 1919 году. Но вернулась она не в храм, а музей новорожденного государства. Быть может, это и спасло святыню от поругания.
Существует множество версий происхождения Донской иконы Пресвятой Богородицы. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что ее автор – Феофан Грек или кто-то из его талантливых учеников. Точное время написания тоже остается под вопросом, но ясно одно: святыня была создана примерно в последние десятилетия XIV века. По качеству живописи Донская Богородица превосходит все иконы, созданные в то время. Она была создана выдающимся мастером новгородской школы, сумевшим «оживить» канонический образ, практически не погрешив против византийских традиций.
История Донской иконы Пресвятой Богородицы прослеживается гораздо более четко. Она была перенесена в Успенскую Коломенскую церковь (впоследствии Донскую), а затем – в Благовещенский собор Московского Кремля. Далее этой святыне суждено было сыграть выдающуюся роль в истории Российского Государства:
Перед этой иконой молился Иван Грозный в преддверии похода на Казань (1552 год).
Крестный ход с Донской иконой помог защитникам Москвы одолеть войско Казы Гирея, подступившее к Москве (1592 год).
С Донской иконой был благословлен на царствие Борис Годунов (1598 год).
Образ сопровождал князя Голицина в победоносном крымском походе (1687 год).
Икона пережила захват Москвы войсками Наполеона, утратив лишь драгоценности с оклада (1812 год).Донская икона Пресвятой Богородицы представляет собой выдающееся произведение иконографического искусства. Это огромная культурная и духовная ценность для русского народа, шедшая рядом с ним на протяжении многовековой истории. Образ написан по традициям того времени, на доске. На лицевой стороне изображена Божия Матерь, держащая на руках Христа, на обороте – эпизод Успения Пресвятой Богородицы, созданный одновременно с основным образом. В данном случае Божия Матерь изображена как Елеуса (Умиление). Это иконографический тип, зародившийся в Византии и восходящий к Одигитриям, созданным самим евангелистом Лукой. Однако в отличие от Одигитрии, Елеуса всегда камерная и трогательная, ведь она запечатлевает момент высшего проявления любви Матери и Сына.
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.