Хроника огненных дней
28 января 1943 года южная часть района окружения была разорвана надвое. 6-я вражеская армия, раздробленная теперь уже на три части, изолированные друг от друга, доживала свои последние дни и даже часы.
Войска 64-й армии, развивая свое наступление в рамках операции «Кольцо», к исходу дня 28 января 1943 года, преодолев р. Царицу, вышли в центральную часть города.
В сообщениях Советского Информбюро за 28 января 1943 года приводились такие факты:
Утреннее сообщение: «Войска Донского фронта продолжали истреблять разрозненные группы противника. Ближе к центральной части Сталинграда немцы оказали слабое огневое сопротивление. С каждым часом возрастает количество сдавшихся в плен. Сдались в плен еще 1 генерал, 3 полковника, 4 подполковника и другие старшие офицеры. Севернее Сталинграда советские части теснили противника и истребляли его живую силу. Захвачены большие трофеи, среди которых 46 танков, 214 орудий, 583 пулемета, 5890 автомашин, 1 бронепоезд и 20 различных складов».
Вечернее сообщение: «Войска Донского фронта продолжали истреблять разрозненные группы гитлеровцев. На одном участке уничтожен батальон пехоты противника. Взято в плен 300 немецких солдат и офицеров. Севернее Сталинграда 3 пленных немца, отпущенные обратно в свою часть, вскоре вернулись и привели с собой еще 70 солдат и офицеров, решивших сложить оружие. Наши подразделения захватили 97 пулеметов, более 100 автомашин, 12 паровозов и другие трофеи».
Начиная с этого дня, в окруженных войсках противника питание выдавалось, только тем солдатам, которые сражались на передовой. Незавидное положение немцев и их союзников под Сталинградом обостряли сильные холода – в области в этот день было до – 28.
Из дневника обер-лейтенанта Гуго Вайнера от 28 января 1943 года:
"Мы и раньше слишком хорошо знали дьявольское упорство русских, которое они проявляют в боях, если этого захотят. Но такого упорства от них все же не ожидали. Это оказалось для нас слишком неприятным сюрпризом. До сих пор нам не удалось поднять бокал за Волгу, который Отто хотел выпить еще в августе на волжском берегу. Нет уже ни Отто, ни Курта, ни Эрнста, ни Зиделя – никого, их зарыли где-то здесь в этой каменной земле… Наш полк тает, как кусок сахара в кипятке. Этот город – какая-то адская мясорубка, в которой перемололись наши части. Запах разложившегося мяса и крови преследуют меня. Я не могу есть и спать. Меня рвет от этого проклятого города!".
В вечернем донесении 6-й армии Паулюса командованию вермахта от 28 января 1943 года говорилось:
«Мощный прорыв противника вдоль железнодорожной линии Гумрак — Сталинград расколол фронт армии на участки: северный котел с XI корпусом, центральный котел с VII и LI корпусами и южный котел с командным пунктом и остатками армии. XIV и IV корпуса лишились своих частей. Армия предпринимает попытки создать новый фронт обороны на северной окраине котла и на западном предполье. Армия предполагает, что ее сопротивление окончательно будет сломлено до 1 февраля».
Штабные работники 6-й армии Паулюса ошиблись со своим прогнозом лишь на несколько дней…
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.